Котел отопления

Котел отопления в разрезе

Котел отопления – основа отопительной системы. Котлы, как и в целом системы отопления, бывают одноконтурными (только отопление) и двухконтурными (отопление и горячее водоснабжение).

• Одноконтурный котел имеет в корпусе одну спираль с теплоносителем (водой или специальным антифризом) и служит только для отопления помещения
• Двухконтурный котел имеет в корпусе две спирали и служит для отопления и нагрева проточной воды.
• Одноконтурная система работает от одноконтурного котла. В ней теплоноситель, нагреваясь в котле, проходит по трубам и радиаторам и возвращается обратно в котел. Котел работает только на обогрев помещения.
• Двухконтурная система работает как от двухконтурного, так и от одноконтурного котла, к которому подключают водонакопитель для водопровода (в нем спираль с теплоносителем нагревается от котла). Котел работает на обогрев помещения и нагрев воды для водопровода.

Котлы подразделяются на:
• Газовые настенные;
• Газовые напольные;
• Жидкотопливные;
• Электрические;
• Твердотопливные;
•  и другие

Кроме котла в индивидуальную систему отопления входит:

• Расширительный бак;

Вступает в работу, когда нагретая в отопительной системе жидкость увеличивается в объеме и для сброса избытка жидкости он и применяется. Без него возможно повреждение любого участка системы (труб, котла).

Расширительные баки бывают двух типов:
Расширительный бак открытого типа – открытая емкость, похожая на кастрюлю. Дно соединено коротенькой трубкой с трубой отопительной системы. Уровень воды в нем зависит от объема жидкости в системе Чем вода горячее, тем больше ее объем . От попадания грязи в бачок защищает фильтр. Ставится открытый бак на самом высоком месте отопительной системы.

Расширительный бак закрытого типа – капсула шарообразной или овальной формы, разделенная внутри герметичной мембраной на две части – воздушную и жидкостную. В воздушной части есть клапан, который при сильном повышении давления стравливает (спускает) воздух и тем самым позволяет жидкости занять внутренний объем бака.

При повышении водяного давления мембрана прогибается и выдавливает воздух из бака. Когда водяное давление падает, мембрана «возвращается на место», воздух через клапан попадает в бак. Бак ставят в любом месте отопительной системы, но, как правило, рядом с котлом.

Бак закрытого типа выгодно отличается от бака открытого типа.

Во-первых, в закрытом баке не происходит соприкосновения жидкости системы с воздухом: жидкость не испаряется и не окисляется кислородом (и не разъедает внутреннюю поверхность труб и радиаторов).

Во-вторых, из закрытого бака жидкость никогда не выльется наружу и не испортит пол.

В-третьих, бак закрытого типа можно поставить в любой точке системы (Как правило, открытый бак ставят на чердаке.)

• Воздушный клапан;

Выводит воздух из системы. Изначально систему заполняют жидкостью до тех пор, пока в ней не останется воздуха. Но в процессе нагрева жидкости могут появиться воздушные пузырьки (как в кипящем чайнике). Пузырьки образуют воздушную пробку и препятствуют прохождению жидкости по трубам и батареям. С помощью клапана воздушная пробка автоматически выводится наружу.

• Насос;

Насос помогает воде циркулировать по всей системе с нужной скоростью. Конструкция насоса довольно проста: он состоит из чугунного корпуса, в котором находится ротор с закрепленной на нем крыльчаткой. В результате вращения ротора с крыльчаткой происходит движение теплоносителя по отопительной системе.
Работает насос от обычной розетки. Насос соединен с автоматикой котла, это позволяет выбирать режим работы. Хороший насос может работать в нескольких режимах и практически бесшумно. В основном применяются немецкие насосы.

Движение жидкости необходимо, потому что нагретая вода, отдавая тепло, остывает. Значит, ее надо снова нагреть. Чем быстрее нужно обогреть помещение, тем сильнее нагревается котел. И, следовательно, чем больше скорость воды (сильнее работает насос), тем больше тепла «отдает» батарея за меньший промежуток времени.

Допустим, температура в комнате нагрелась до заданного значения, и теперь требуется только поддерживать ее на уровне. В этом случае система автоматически замедляет работу. Котел работает на меньшую мощность, насос качает медленнее, температура в батареях снижается.

Скорость движения воды система выбирает автоматически.Выбор насоса осуществляется с учетом параметров отопительной системы (высоту, длину и диаметр труб, количество и вид радиаторов и т. д.).

• Трубы;

Металлические – самые дешевые трубы. Если вы решили использовать такие трубы, не забудьте покрасить их, иначе они проржавеют.

Медные трубы самые дорогие, но здесь тоже есть один нюанс: они могут окислиться.

Полимерные трубы (металлопластиковые, полиэтиленовые, полипропиленовые армированные алюминием и др.) – самые лучшие на сегодняшний день. Металлопластиковая труба состоит из трех слоев: пластик – металл – пластик. То есть это металлическая труба, с внутренней и внешней сторон покрытая пластиком. Такие трубы – стойкие к коррозии, их легко монтировать.

Способы разводки труб к радиаторам:
Существует два способа разводки труб к отопительным приборам – однотрубная и двухтрубная.

При двухтрубной к каждому радиатору подведено две трубы – «прямая» и «обратная». Эта разводка позволяет иметь одинаковую температуру теплоносителя на входе во все приборы.

При однотрубной разводке теплоноситель переходит последовательно от одного радиатора к другому, при этом остывая. Таким образом последний радиатор в цепочке может быть значительно холоднее первого.

Единственный плюс однотрубной системы – более низкая цена. Единственный плюс однотрубной системы – более низкая цена.Если вы заботитесь о качестве отопления – выбирайте двухтрубную систему, позволяющую регулировать температуру в каждой комнате.

• Радиаторные батареи;

Батареи непосредственно осуществляют обогрев помещения. Крепятся к стене, в основном под окном. По способу передачи тепла батареи отопления бывают обычные и конвекторные. Обычные батареи отопления передают тепло во всех направлениях, а устройство конвекторных позволяет сосредоточивать тепло главным образом над ними.

Современные батареи отопления (радиаторы) подразделяются на:
• Чугунные;
• Стальные панельного типа;
• Алюминиевые;
• Панельные;
• Биметаллические;
• Стальные трубчатые;
• Конвекторы.

• Терморегуляторы;

Для регулировки температуры батареи на нее устанавливаются терморегулятор. Они бывают автоматические и «ручные» и регулируют температуру жидкости в радиаторах.

Автоматические регуляторы состоят из двух частей: регулирующего крана и термоголовки. С помощью термоголовки вы задаете требуемую температуру воздуха. В ней же находится специальный состав, который расширяется при увеличении температуры в помещении и механически воздействует на регулирующий кран.
Работа происходит следующим образом. Когда температура воздуха в помещении становится выше заданной, доступ горячей воды в радиатор сокращается, а при понижении температуры в помещении – доступ воды в радиатор увеличивается. Температура батареи обычно зависит от температуры воздуха внутри помещения и задается жильцами.

Например, нужно, чтобы в одной комнате было 20С – датчик устанавливается в соответствующее положение, в другой комнате нужно сделать 25С – тоже устанавливается с помощью датчика. Для регулировки температуры в каждой комнате нужно иметь по такому терморегулятору на каждом радиаторе.
Правда, есть люди, которые приобретают один терморегулятор на все комнаты. Но, как правило, позже они оснащают свою систему дополнительными терморегуляторами.

• Жидкость, циркулирующая по трубам системы (Антифриз);

Некоторые специалисты-практики предлагают в качестве жидкости, циркулирующей по трубам системы, вместо воды использовать специальный антифриз. Использование антифриза особенно актуально, если есть угроза, что не работающая в зимнее время система может замерзнуть и вода при расширении разорвет трубы.
Специальный антифриз – жидкость, сделанная на основе этиленгликоля. Поскольку этиленгликоль агрессивен и может вызывать коррозию внутренней поверхности труб и радиаторов, его разбавляют веществами, нейтрализующими химическую активность. Например, водой.
В отопительной системе нельзя использовать антифризы, предназначенные для охлаждения двигателя автомобиля.

При применении антифриза следует иметь в виду следующее:
•Теплоемкость антифриза примерно на 15 – 20 % ниже, чем у воды (т.е. он хуже накапливает тепло и хуже отдает его), следовательно, при проектировании системы отопления с антифризом радиаторы следует выбирать более мощные радиаторы.
•Вязкость антифриза выше, чем у воды, т.е. его сложнее заставить двигаться по системе отопления, поэтому нужно выбирать более мощные циркуляционные насосы;
•Антифриз более текуч, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления;
•С антифризом нельзя использовать оцинкованные трубы, т.к. это приводит к химическим изменениям и потере его изначальных свойств.

Обычно антифриз продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше минус 65С и температурой замерзания не выше минус 30С. При этом концентрированный вариант (рассчитанный на — 65С) может быть разбавлен водой до требуемой вам концентрации.

Около 15 лет назад в ведущих странах Западной Европы и США стали появляться нетоксичные пропиленгликолевые антифризы. Достоинством этого продукта является экологическая безвредность. Данное свойство важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления, когда есть вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения.

Российские производители в последнее время также освоили выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья – пищевого пропиленгликоля.

Горячее водоснабжение

Для получения горячей воды есть масса вариантов. Можно поставить проточный или накопительный водонагреватель, работающий независимо от котла, обеспечивающего отопление. Водонагреватель может быть электрическим или газовым, возможны и комбинации с твердым топливом. Газовый проточный водонагреватель обычно называют газовой колонкой.

Можно также использовать двухконтурный котел, который может быть проточного типа или со встроенным бойлером. В случае, когда потребности в горячей воде не очень велики (10 – 15 л/мин), то логично приобрести двухконтурный котел проточного типа.

Более комфортные условия горячего водоснабжения можно получить, установив котел со встроенным бойлером. Его основные плюсы это 45 – 60 литров (в зависимости от модели) горячей воды постоянно готовых к использованию. Кроме того, бойлер позволяет иметь на некоторое время запас горячей воды при отключении газа. Но за комфорт приходится платить. Во-первых – большие габариты и вес, а также незначительное увеличение расхода газа, для поддержания воды в бойлере постоянно нагретой.

Если же вы привыкли тратить много горячей воды и у вас несколько точек водоразбора, работающих одновременно с большим потреблением горячей воды (ванная, джакузи, душ и т.п.), то можно к одноконтурному котлу, как впрочем, и к двухконтурному, подключить бойлер большого объема, например 200 л. Практически всегда это гарантирует удовлетворение потребностей в горячей воде даже очень взыскательного покупателя.

ГК «ОдинГАЗ»

Адрес: ул. Молодежная, 46 143000 МО, г. Одинцово
+7 (499) 347-03-67 gk-odingaz@ya.ru